Дмитрий Губин хорошо пишет про европейский Петербург.
Вспомнил, что год назад у меня были очень похожие впечатления.
В том же номере «Огонька» есть статья Льва Лурье про сближение Петербурга и Финляндии, или, точнее сказать, про сближение петербуржцев (ужасное слово) и финнов. Лурье рассказывает про рекордные показатели выдачи финских виз, про покупку петербуржцами загородных домов в Южной Финляндии, про маленький Выборг, жители которого чаще ездят в Лапеенранту, чем в Петербург. Из-за этого горожане становятся всё больше похожими на европейцев, перенимая у финнов всякое хорошее.
Стоит отметить, что четыре месяца назад Лурье писал несколько по-другому. Тогда он говорил, что с культурой в Петербурге большие проблемы, что город постепенно сползает в провинциализм. Но, заметим, речь шла в основном о «государственном» проявлении культуры, в виде речей и действий разнообразных начальников. Кроме того, как раз тогда начались выступления анонимных «казаков», обращающихся в прокуратуру по поводу не нравящихся им выставок и спектаклей, и Лурье не мог пройти мимо.
Интересно, что похожее подмечает и Губин. В конце своей заметки он пишет так:
А в Питере — довольно азиатском по взаимоотношениям власти и горожан — идет совершенно европейская жизнь там, где горожане могут плевать на власть и договариваться друг с другом напрямую.
Не уверен, что это абсолютная правда, но что-то оптимистичное в этом есть.