allocco: (голова крестьянина)
[personal profile] allocco
Может ли быть интересен для неспециалиста сборник документов по Зимней войне? Оказывается, может.

Рапорты лейтенантов-чекистов большому начальнику С.А. Гоглидзе читаются как деревенская сага — разумеется, если забыть о боевых действиях.



Местами напоминает замечательный фильм «Свои». Например, такой эпизод: чекисты обнаружили обнаружили в деревне Неувола (теперь Горьковское) старика-латыша по фамилии Штейнбах. Он показался им сомнительным, и его решили проверить — подослать агентов, которые прикинулись финскими партизанами.

Когда «Салонен» и тов. БАРАНОВ зашли в дом к ШТЕЙНБАХУ, последний сначала растерялся, а затем начал оказывать последним радушный прием, пригласил их обогреться, приготовил для них чай и т. д. Узнав о цели захода к нему «Салонен» и т. БАРАНОВА и обратив внимание, что у т. БАРАНОВА шюцкоровская гимнастерка, а «Салонен» легко одет, он предложил т. БАРАНОВУ указанную гимнастерку сменить на гражданский пиджак, который и дал ему, а «Салонен» дал гражданское пальто.

При попытке наших сотрудников выяснить у ШТЕЙНБАХА возможно известные ему данные о скрывающихся бандитствующих элементах, ШТЕЙНБАХ от этих вопросов всячески уклонялся и ничего существенного не сообщил, ссылаясь на то, что ему об этом ничего неизвестно, когда же наши сотрудники, в целях его проверки, пытались выяснить у него некоторые сведения о частях Красной Армии, то ШТЕЙНБАХ от этих вопросов также уклонялся и также ничего не сообщил.

После того, как «Салонен» и т. БАРАНОВ от ШТЕЙНБАХА ушли (а он долго и настойчиво рекомендовал им остаться у него ночевать), через некоторое время к нему зашли сотрудники Опер. Группы с красноармейцами, которых он принял также очень радушно и сразу же сообщил, что пол-часа тому назад от него ушли посетившие его два вооруженных белофинских солдата, одновременно указав направление, куда ушли эти лица.

В связи с таким положением было инсценировано задержание указанных «белофиннов» и, таким образом, у ШТЕЙНБАХА было создано впечатление полной реальности всей этой комбинации.

В основном чекисты исследуют окрестности Териоки (теперь Зеленогорск), пытаясь найти «белофиннов», политически активных эмигрантов и, в общем, всех, кто может навредить советской власти. Иногда попадаются какие-то комичные замечания, например:

К подозреваемому в связях с белофиннами татарину УСМАН нами направлен агент «НИККОНЕН», которым установлена связь УСМАНА с Хосяном ДЖЕЛЕМАТДИНОВЫМ, бежавшим с белофиннами. В квартире УСМАНА обнаружены в большом количестве газеты на татарском языке, издаваемые в Японии.

Татарские газеты! Издаваемые в Японии! Обнаруженные в крошечном Териоки!

В целом, насколько я понял, советские начальники не ожидали, что население массово уйдёт с финнами. Приводится сводка на середину зимы — в Териоки проживает 60 человек. Из-за этого провалились надежды по созданию финской народной армии, которая по замыслу должна была сражаться с «белофиннами» на одной стороне с РККА.

Есть интересное обсуждение (ещё до начала боевых действий) того, как т.н. «Народное правительство Финляндии» (марионеточное правительство, просуществовавшее чуть больше трёх месяцев) поедет из Ленинграда в Териоки, кто их должен охранять, кто должен подыскать здание для этого «правительства», нанять поваров, уборщиц и т.д.

Ещё очень трогательным выглядит описание бытовых вопросов в донесениях НКВД.

Фотограф ПРЕСАС, имеющий хорошо оборудованную фотографию, не работает из-за отсутствия некоторых фотоматериалов, которые можно было бы привезти из Ленинграда и организовать это дело, взяв его под соответствующий контроль, т. к. среди красноармейцев имеется большое желание сняться и послать свои фотографии родным и близким, и у помещения фотографии ежедневно стоят кучки бойцов, читающих объявление: «сегодня фотография не работает».

Короче говоря, никакой мирной жизни в Териоки нет, у фотографа все потенциальные клиенты — красноармейцы.

Пресас, между прочим, был взят на учёт (как «белоэмигрант»); 5 июля 1941 года его арестовали, через некоторое время он был осуждён на 8 лет, а 16 августа 1942 скончался в тюремной больнице.

***

В документах НКВД нет сводок о крупных боевых действиях. Чекисты ездят по деревням, опрашивают местных жителей, переписывают бесхозный скот, периодически стреляют по партизанам (а партизаны — по ним). Зима, обезлюдевший Карельский перешеек... Териоки, Келломяки, Райвола, Петяярви...


Заблудившийся в дюнах, отобранных у чухны,
городок из фанеры, в чьих стенах едва чихни —
телеграмма летит из Швеции: «Будь здоров».
И никаким топором не наколешь дров
отопить помещенье. Наоборот, иной
дом согреть порывался своей спиной
самую зиму и разводил цветы
в синих стеклах веранды по вечерам; и ты,
как готовясь к побегу и азимут отыскав,
засыпала там в шерстяных носках.
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

allocco: (Default)
allocco

November 2020

S M T W T F S
1234567
8 91011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Dec. 27th, 2025 10:37 am
Powered by Dreamwidth Studios