allocco: (голова крестьянина)
allocco ([personal profile] allocco) wrote2013-10-01 11:21 pm
Entry tags:

ГУЛАГ, 2013 год

Отчёт об участии в проверке условий труда и быта осужденных ИК-14

Большую часть времени она провела в ИК-13, о которой у нее остались самые мрачные воспоминания. В ИК-14 она была переведена, поскольку в этой колонии есть специальные закрытые помещения, пригодны для СУС. Она, в частности, показала, что существует официальный график, предусматривающий 6-дневную рабочую неделю и 7-часовой рабочий день, однако, каждый день бригадиры подают негласные заявки на удлинение рабочего дня для выполнения «базового» задания, т.е. определенного количества изделий. По ее словам «базы несусветные». До ее помещения в СУС осужденные работали с 7 утра до 11 вечера.

Ксения Иващенко оказалась самой молодой из всех моих собеседниц. Но она в первые же минуты дала понять, что говорить что-либо вслух не сможет: показала глазами на стены. Я предложил ей лист бумаги с ручкой и продолжил задавать вопросы — в основном связанные с главными темами проверки. На вопрос о превышении 8-часового рабочего дня Иващенко ответила «Да», на вопрос о реальной продолжительности рабочего дня — «Да», когда я назвал цифру 14-16 часов. Когда я сменил тему и спросил, правда ли в ИК-14 в конце 2012 года была забита до смерти молодая осужденная Елена Оглу, моя собеседница написала «Да» и потом дописала несколько деталей, связанных с этой трагедией (Елена была в 3-м отряде, а умерла уже санчасти).

Она также рассказала о двух случаях суицида осужденных, измученных издевательствами администрации и насилием со стороны других осужденных, выполняющих волю администрации. В конце 2011 года покончила с собой ее знакомая Чапурина Татьяна (которую избивали регулярно), в мае 2012 года — ее близкая подруга Альфия Сухова. Оба случая произошли в ИК-2.

А Толоконникова герой, конечно.

[identity profile] pkostya.livejournal.com 2013-10-04 07:23 pm (UTC)(link)
Ну да, а так качество их жизни не ухудшилось т.к. они погибли. Я думаю, что заказчиков одежды на этой фабрике (ведущих бизнес в странах "первого мира") тоже не беспокоили вопросы охраны труда и состояния помещений.

Частота происшествий в Штатах конечно меньше, но мне кажется, что дело не только в этом. Уровень сострадания граждан стран первого мира друг другу выше, чем уровень их сострадания гражданину страны третьего мира, причём в разы. Рабство в странах первого мира на бумаге побеждено, а в головах -- нет.

[identity profile] allocco.livejournal.com 2013-10-04 07:38 pm (UTC)(link)
Ну правильно — сколько в Бангладеш аварийных фабрик одежды? А сколько из них обрушивается, погребая под собой сотни рабочих?

Не очень понятно, при чём тут рабство. Китайским шахтёрам тоже не особо сочувствуют (весной, кажется, их погибло несколько тысяч на какой-то шахте), но китайцы в рабстве никогда не были. А что до уровня сострадания — ну да, ясно, что американец, увидев взрыв на шахте, условно говоря, во Франции, подумает, что это могло случиться и в его стране (и от этого будут соответствующие эмоции), а увидев взрыв в Китае так, скорее всего, не подумает (и эмоции будут более приглушённые).

[identity profile] pkostya.livejournal.com 2013-10-04 08:09 pm (UTC)(link)
Я понимаю, о чём ты, но мне как-то претит идея случайным образом приносить в жертву 1000 человек каждые несколько лет ради того, чтобы остальные ~1e7 временно не лишились работы. Пускай даже это экономически оправдано и те 1e7 за.

Если бы в латинской америке когда туда пришли испанцы, жили китайцы, уверяю тебя, они бы расправились с китайцами точно так же. Это вопрос колониального сознания, а не конкретных этносов. Испанец не слишком сострадает китайцам, погибающим в шахтах, точно так же, как он не слишком сострадал фёрст нэйшнам.

[identity profile] allocco.livejournal.com 2013-10-05 04:13 am (UTC)(link)
Так ведь никто не приносит их в жертву. Это же не рабский труд, у них там на фабрике? Выбор для этих 1100 человек, повторю, стоял так: отсутствие работы (и невозможность прокормить семью) или работа в опасном месте, с некоторой вероятностью погибнуть.

[identity profile] pkostya.livejournal.com 2013-10-05 04:50 am (UTC)(link)
Ничего себе "выбор". Возможно, они и не рабы, но вынуждены работать ради прокорма в смертельно опасных условиях.

Те заказчики, которые знают о таком положении рабочих на фабриках, которые выполняют их швейные заказы, и молчат -- на мой взгляд проявляют жестокость и отсутствие сострадания. Вот тебе, например, канадский Головнев (он, как и Головнёв, возможно не знал, в каких условиях работают люди):
http://en.wikipedia.org/wiki/Galen_Weston
http://www.forbes.com/sites/clareoconnor/2013/04/30/extreme-pricing-at-what-cost-retailer-joe-fresh-sends-reps-to-bangladesh-as-death-toll-rises/
Edited 2013-10-05 04:53 (UTC)

[identity profile] allocco.livejournal.com 2013-10-05 05:24 am (UTC)(link)
Ну да, выбор между плохим и очень плохим, которое происходит с какой-то вероятностью.

Вообще, несколько столетий назад и европейцы работали ради прокорма в опасных условиях. Потом развитие достигло такого уровня, что эта ситуация поменялась. При всех, скажем так, особенностях, в Бангладеш сейчас жить, я так понимаю, лучше, чем сто или двести лет назад. А ещё через сто лет (или даже раньше) и этих смертельно опасных фабрик не останется.

И, более того, я думаю, что серьёзной альтернативы такому пути попросту нет.

Этот чувак, всё же, не Головнёв — он, в отличие от Головнёва, создал рабочие места (пусть и опасные, но до него их не было), а Головнёв воспользовался тем, что в колонии есть люди, у которых нет другого выхода, кроме как шить полицейские костюмы под присмотром вертухаев.

[identity profile] pkostya.livejournal.com 2013-10-05 07:16 pm (UTC)(link)
Ну как это нет альтернативы. Вот "Fair trade", например. Двигателем этих организаций является то, что часть потребителей готовы платить больше за уверенность, что продукт, которые они покупают, произведён без использования рабского труда и/или потогонок. Небольшого количества людей без колониального мышления уже достаточно чтобы много чего изменить к лучшему.

У меня нет оснований считать, что Головнёв создал своими заказами спецодежды меньше рабочих мест, чем Вестон. Можно точно так же сказать, что Вестон воспользовался тем, что в развивающихся странах есть люди, у которых нет другого выхода, кроме как шить футболки за еду в разваливающихся зданиях.

[identity profile] allocco.livejournal.com 2013-10-06 04:21 am (UTC)(link)
Я продолжаю не понимать, где здесь колониальное мышление. Вот я вчера купил джинсы, посмотрел на них сейчас — по иронии судьбы, на них написано Made in Bangladesh. Что из этого следует? Что часть из моих 40 долларов, уплаченных за эти джинсы, частично ушла в Бангладеш и помогла кому-то из тамошнего населения. Это не колониальное мышление, а разделение труда.

Мог бы я купить джинсы, произведённые на фабрике более высокого класса (как я понимаю, в Fair trade такие и участвуют)? Это уже вопрос, ведь их цена, скорее всего, выше. За 40 долларов купить джинсы я готов, а вот за 80 — не факт. Ну и кому стало бы лучше, если бы я не купил джинсы вообще?

Но, допустим, я купил джинсы, произведённые по Fair trade. Что тогда? Бангладешские рабочие, работающие на опасных фабриках, не продадут свою пару джинс, значит, не получат прибыль. Их условия труда ещё сильнее ухудшатся; в перспективе, возможно, фабрику придётся закрыть и рабочие останутся без средств к существованию.

Головнёв своими заказами рабочих мест не создавал вообще (возможно, кроме нескольких менеджеров его фирмы в Москве). Он, судя по публикациям, использовал (и использует) рабский труд. Сколько людей сидит в колонии, столько на него и работает, без особых вариантов. То есть, нет такого, что люди бы хотели работать (и зарабатывать), и вот к ним на помощь пришёл бизнесмен Головнёв. Нет, всё совсем по-другому. Их заставляют работать, в отличие от бангладешских рабочих.

Кстати, интересный вопрос был бы — как отличается уровень жизни этих самых рабочих от уровня жизни их безработных соотечественников.

[identity profile] pkostya.livejournal.com 2013-10-06 05:33 am (UTC)(link)
Ну, давай сначала насчет Головнёва и Вестона.
Вовсе не все люди, которые сидят а колонии, работают на Головнёва. Ещё куча компаний заказывает товары у исправительных колоний, в том числе спецодежду. Начиная от лесоповала и заканчивая теми же матрешками. Принимая это во внимание, объясни мне, почему ты считаешь, что от того, что Вестон не закажет футболки в Бангладеш количество рабочих мест там уменьшится значительнее, чем в ИК, если Головнёв не закажет там рукавицы? Это же нужно иметь какие-то конкретные цифры на руках, чтобы так считать.
Бангладеш, знаешь ли, тоже не на одного Вестона работает.

Теперь насчёт Fair trade. Во-первых, например, я покупаю Fair trade кофе, разница в цене не то, что меньше, чем в два раза, а вообще слабо ощутима. Во-вторых, идея Fair trade не в том, чтобы просто ограничивать круг поставщиков на основе каких-то критериев, а в том, чтобы разницу в цене направлять в частности на улучшение условий производства.

[identity profile] allocco.livejournal.com 2013-10-07 01:09 pm (UTC)(link)
Да, я понимаю, конечно. Но мы же, в общем, не конкретного Вестона или Головнёва обсуждаем, правда? Так вот в Бангладеш пришли какие-то инвесторы (в том числе этот Вестон), которые решили устроить там пошив одежды и открыть соответствующие фабрики (ведь раньше там ничего такого не было). Понятно, что невозможно устроить там такие же фабрики, как в Новом свете — это сделало бы продукцию неконкурентноспособной, её бы никто не стал покупать. Тем не менее, даже такие несовершенные фабрики, с плохими (по сравнению с западными) условиями труда и маленькой зарплатой оказываются лучше для бангладешцев, чем отсутствие фабрик (иначе бы они просто не пошли туда работать). Так что Вестону (и подобным людям) надо сказать большое человеческое спасибо.

А Головнёву (и подобным ему людям) надо сказать «сраный ты рабовладелец» — ведь он ничего такого не сделал, а просто воспользовался тем, что в колониях сидят десятки или сотни тысяч бесправных людей, которые под ударами палок и за небольшую прибавку к пайке сделают всё что угодно. И варианта отказаться у них нет.

Между прочим, и обычные сетевые магазины сравнительно дешёвой одежды (про кофе я не знаю просто) тоже много чего делают для обустройства фабрик и вообще для благотворительности. Джинсы я купил в UNIQLO, открыл сейчас их страницу, наблюдаю специальный раздел (http://www.uniqlo.com/en/csr/socialbusiness/) именно про Бангладеш. Но если ты хочешь, можешь, конечно, пожертвовать на эти цели чуть побольше.

[identity profile] pkostya.livejournal.com 2013-10-08 04:36 am (UTC)(link)
Понятно. У меня несколько другой взгляд на эти вещи:

Вестон никаких фабрик не строил, они уже были. Он просто выбрал поставщика, который согласился поставить партию товара по наиболее низкой цене.

А что касается ИК, то я думаю, для многих заключённых, особенно для тех, кому не помогают с воли, тот небольшой заработок, который даёт работа, довольно важен.

И ещё я допускаю, что не у Головнёва в кармане остается большая часть разницы между рыночной ценой одежды и себестоимостью её производства в колонии. Почему я так думаю: в колонии одежду заказывают многие бизнесы. Предполагать, что они все аффилированы с ФСИН и между собой как-то дико; а в противном случае понадобилось бы сделать существенную разницу в отпускных ценах Головнёву и другим.

По всем этим причиная для меня (с моральной точки зрения) разница между бизнесом Головнёва и Вестона несущественна.

[identity profile] allocco.livejournal.com 2013-10-08 05:31 pm (UTC)(link)
Если бы Вестона и подобных ему не было, то не было бы и поставщиков — кому поставлять-то.

У заключённых в российской колонии не спрашивают, кому из них нужен дополнительный заработок, а также не спрашивают, сколько этого дополнительного заработка им нужно и готовы ли они ради этого заработка работать по 12-16 часов в сутки.